Малетруа (Malestroit): две тайны старой церкви

обновлено

Тайна первая - зов друидов


В Бретани (как и везде наверное) очень важно не только умение смотреть, но и видеть. Если вы им не обладаете или оно у вас в рудиментарном состоянии, вам грозит участь среднестатистического туриста с дежурным набором впечатлений... а меж тем уйма поразительных вещей скрывается в этом краю буквально за каждым поворотом - только руку протяни!

Крохотный городок Малетруа (фр. Malestoit, брет. Malastred) - живой тому пример. Вниманием путешественников он не обделен: в летний сезон на живописных фахверковых улочках яблоку негде упасть, а столики в местных кафе приходится брать с боем. Тем более странно, что в расположенную прямо на центральной площади церковь Сен-Жиль (Saint-Giles) мало кто заходит - а зря!

Правда, справедливость требует признать, что есть в Бретани церкви и красивей. Не ошибутся те, кто назовут ее эклектичной и попросту несуразной: громоздкий южный фасад уцелел с романской эпохи, большая часть здания - готическая, а лаконичный шпиль заставляет вспомнить протестантские кирхи. Размерами храм тоже не поражает - откуда им взяться в городе с парой тысяч жителей?

Однако церковь стоит того, чтобы разглядеть ее повнимательнее - для начала снаружи. Оставим шумную площадь в покое и протиснемся в узкий переулок, почти тропинку между тыльной стеной храма и соседними зданиями.

переулок у храма в Malestroit

Место это примечательно само по себе - как напоминание о Средневековье, когда дома мирян из-за нехватки места возводились почти впритык к соборам. В новое время большинство таких построек пошло под снос, но кое-где в Бретани такие "реликтовые" переулки найти еще можно. Однако самое интересное дальше - за раскидистыми кустами гортензий. Летом не сразу и разглядишь за огромными соцветиями каменный колодец, а если и разглядишь, не обратишь внимания - мало ли тут таких? Всё так, если бы не одна маленькая неувязочка: колодец расположен вплотную к церкви, практически врос в нее. Возникает резонный вопрос: зачем это было нужно строителям? Какой смысл возводить стену практически на подземном источнике?

старый колодец у храма

Инженерной целесообразности в этом действительно немного, а вот религиозная была: еще до того, как Малетруа попал в летописи (а городу уже вторая тысяча лет пошла!) этот источник для своих ритуалов использовали друиды - тогда на месте нынешних зданий шумели вечнозеленые дубы. Христианские проповедники изгнали языческих жрецов и по тогдашнему обычаю освятили источник в знак победы новой веры. Потом на этом месте соорудили примитивную часовню, вокруг мало-помалу выросли дома. К X веку Малетруа (в юношестве Malestrictum) стал полноценным по средневековым меркам городом, а на месте уже обветшавшей часовни затеяли строительство новой церкви - романская часть здания относится как раз к той эпохе. А что с "новообращенным" источником? Его одели в камень да так и оставили в центре города, у самой церкви - чтобы уцелевшие язычники не смогли тайно проводить там свои ритуалы.

Вот и выходит, что невзрачный старый колодец - потаенное серце города, своеобразный "нулевой километр". Немой свидетель борьбы людей и идей. Точка, где переплелись годы, культуры и эпохи. Машина времени, с помощью которой друиды передают нам свой последний привет.


Тайна вторая - три зверя и пустота.


Следующая загадка ждет нас внутри. Зайдем в церковь через южный портал и немного оглядимся. На первый взгляд ничего особенного: ряды скамей из полированного темного дерева, голый камень стен и скромные витражи, из-за которых в храме всегда царит полумрак... но стоит поднять голову, как взгляд зацепится за странную картину - на грузном своде, разделенном на четыре сектора, изображены три диковинных зверя.

.
В первом с относительной уверенностью можно опознать карикатурно огромного слона с целой башней на спине.
Второй более-менее напоминает кентавра - только вместо человеческой головы ясно видны рога и острые уши демона, а само лицо существа стёрто.
Третий зверь прямиком из легенд: гибкий хвост рептилии, поджарое тело и хищная пасть млекопитающего - не то грифон, не то мантикора. Или даже единорог - только очень странный.

Четвертая и последняя часть свода пуста.

Кто создал эти странные фрески? Что делают эти диковинные изображения в христианском храме? Если грифона/мантикору/единорога/ еще как-то можно вписать в средневеково-кельтский бестиарий, то как быть с остальными двумя? Почему четверть свода оставлена пустой? Какую же мысль вкладывал неведомый художник в послание, чудом дошедшее до нас сквозь века?

Теперь уже не спросишь... эта часть свода относится к самым древним фрагментам здания, и почти тысячелетие отделяет нас от таинственного автора. Скорее всего, смысл его творения мы уже никогда не постигнем... но в XVI веке люди его еще понимали. И не только понимали - его признали опасным для умов, иначе зачем было во время религиозных смут скрывать эти картины за толстым слоем штукатурки?

Парадокс: те, кто хотели скрыть этот крамольный триптих от любопытных глаз, тем самым спасли его! Побелка законсервировала фрески до наших дней - пока во время реставрации храма на них чисто случайно не наткнулись рабочие.

А может, таким и был замысел тех, кто приказал замазать картины? Быть может, они хотели уберечь бесценное в их глазах сокровище? Сохранить его в бурные времена войн Лиги и передать потомкам - в счастливое спокойное будущее? Если так, мы не оправдали их надежд: сама загадка дошла до нас, но ключ к ней потерян в глубине веков. И скорее всего - навсегда.

Вместо послесловия:

Реставраторы в Бретани трудятся не спеша, но основательно: к 2018 году выполнено около трети проектных работ по церкви Saint-Giles (обновленные фрагменты здания легко отличить по более светлому оттенку камней), и от полного завершения нас отделяют годы. Большая часть здания еще ждет своих исследователей. Что откроют они? Какие новые тайны и загадки нам покажут? Остается только гадать. И - ждать.

© А. Головлев.
Копирование и распространение материалов не возбраняется при указании ссылки на источник:
la-bretagne.ru