
Два лика полуострова Киброн
В Бретани полно интересных и необычных мест, но Киброн выделяется даже на фоне сильных конкурентов. Мало где встретишь сочетание казалось бы несовместимых вещей: благолепие фешенебельных курортов и центров талассотерапии вплотную соседствует с дикостью и суровостью пейзажей, больше уместных где-нибудь в северной Шотландии - и всё это в считаных сотнях метров друг от друга!


А ведь так было далеко не всегда - ещё недавно по историческим меркам Киброн не отличался ничем особенным... Однако обо всём по порядку:
Как Киброн стал тем, кем стал
Как водится в Бретани, люди населяли эту территорию издавна - точнее, с мезолита ("среднекаменного века"). С тех времён не осталось ничего, кроме нескольких захоронений, а вот в эпоху неолита на будущем Киброне уже стали возводить менгиры. Кое-что уцелело до наших дней, причём иные сохранившиеся мегалиты насчитывают 5 000 лет - гораздо старше египетских пирамид!
При кельтах Киброн принадлежал венетам - это могущественное галльское племя контролировало весь юг современной Бретани и заодно дало название нынешней столице департамента Морбиан (Vannes по-бретонски - Gwenned). Важный нюанс: в то время Киброн был островом, поэтому неудивительно, что венетам (прирождённым мореходам) легко удалось установить над ним контроль. Римское владычество, как и последующая эмиграция бриттов, оставили мало следов - остров в то время был типичным, поросшим лесами захолустьем. Разве что прекрасный океанский климат (как на современном Бель-Иль) мог бы его выделить, но в те времена до идеи морских курортов люди ещё не додумались.
Перелом в судьбе Киброна наступил в XI веке - приливы нанесли столько песка, что в конце концов закупорили узкий пролив между островом и континентом. Именно тогда началась постепенная трансформация Киброна из заурядного острова в одно из самых притягательных мест Бретани.
Перешеек мало-помалу изменил климат новорождённого полуострова: его западная часть продолжала противостоять всей мощи Атлантики, тогда как восточная оказалась под защитой от бурь и штормов. Век за веком трансформировалась растительность, приспосабливаясь к новым условиям, и сегодня есть виды, которые можно встретить либо только на западном, либо восточном берегу.


Признание и слава национального масштаба к полуострову пришли в XIX веке, когда Киброн открыла новая в то время разновидность туристов - курортники. На восточном берегу рыбацкие деревеньки одна за другой были поглощены рядами фешенебельных отелей (но уцелели на западном берегу и ближе к континенту, в Saint-Pierre-Quiberon). Берега одели в гранит, а пляжи благоустроили в соответствии с запросами небедных визитёров, каковых становилось всё больше с каждым годом.
Настоящий туристический бум Киброн пережил с открытием железнодорожной ветки, связавшей полуостров с Орэ (Auray). Теперь курорт оказался доступен не только богатым иностранцам и парижанам, но и самим бретонцам, приезжавшим сюда на уик-энд.
Как и большинство второстепенных рельсовых путей Бретани, в прошлом веке кибронскую ветку понемногу забросили. В отличие от континентальных железных дорог, превращённых в велосипедные трассы и пешеходные тропы, снимать и вывозить рельсы на переплавку не стали - выходило слишком накладно. Разумность этого решения стала очевидной гораздо позже, в 80-е годы прошлого века, когда в летний сезон полуостров стал буквально задыхаться от автомобильных пробок. Географические преимущества Киброна в данном случае сыграли злую шутку: хотя полуостров вытянулся в длину аж на 14 километров, ширина перешейка в самом узком месте всего 22 метра!

Естественно, ни о каком расширении дороги речи идти не могло - потребовались бы многомиллионные вложения, к тому же местная экосистема понесла бы непоправимый урон. Тут-то и вспомнили о старой ветке. Поезд обрёл новую жизнь и новое прозвище - "открывашка" (тут кроется труднопереводимая игра слов: tire-bouchon дословно - "выниматель пробок", а слово bouchon означает не только винную пробку, но и автомобильную).

К сожалению, поездом можно воспользоваться только летом, да ещё по выходным в сентябре. В остальные месяцы остаётся уповать на автобусные маршруты из Ванна, ну и на машину, само собой. Тем не менее, "открывашка" остаётся исключительно полезной для тех, кто отправляется с Киброна на остров Бель-Иль, а машину на платной стоянке в Port Maria (главном местном порту) оставлять не хочет.
Тем же, кто хочет свести близкое знакомство с полуостровом, категорически показано авто - во все интересные уголки на своих двоих не доберёшься.
Кому стоит посетить Киброн:
- Любителям купания. Речь даже не столько о фешенебельных центрах талассотерапии. Самые обычные пляжи на восточном берегу обладают рядом нечастых для Бретани достоинств: укрытие от ветра и высоких волн; хорошее песчаное дно, пологое и доступное как в приливы, так и в отливы; развитая прибрежная инфраструктура - от туалетов до заведений общепита. Словом, Киброн выручает тогда, когда лезть в воду в других местах не особенно комфортно.
- Любителям светских тусовок. Киброн - курортное место, и этим всё сказано. Весь спектр туристических развлечений к вашим услугам - от казино и элитных ресторанов до морских и авиа- круизов (на полуострове есть собственный аэродром). Помимо этого, в сезон на полуострове постоянно что-то да проводится: от фольклорных фестивалей до выставок-продаж картин и скульптур. Об актуальных событиях лучше всего наводить справки перед самым визитом на сайте местного туристического офиса
- Романтикам и ценителям дикой, суровой природы. Если ехать на мыс Ра далеко, долго или просто лениво, Киброн вполне способен его заменить. Можно вообще не совать нос в элитные кварталы, а организовать прогулку по западному берегу (кстати, он носит имя Cote Sauvage - "Дикий Берег"). Море впечатлений гарантировано. Стоит только иметь в виду, что хотя на западном берегу тоже есть пляжи, купание на них не рекомендовано из соображений безопасности. Так что всё на свой страх и риск!
Кому на Киброн заезжать не стоит
- Любителям старины. Для них визит на полуостров - потерянное время. Даже те немногие объекты, что выглядят как сошедшие со средневековых иллюстраций, на самом деле стилизованные новоделы: например, главная церковь полуострова, Notre Dame de Locmaria,с виду неотличима от настоящих романских храмов, а на самом деле построена в начале прошлого века. Прославленный благодаря миллионам открыток château Turpault похож на английский средневековый замок, хотя он моложе вышеупомянутой церкви. Про остальные архитектурные "достопримечательности" даже сказать особо нечего.
- Любителям садов, лесов и парков. В этом смысле на Киброне тоже нечего ловить. Массовая вырубка деревьев началась ещё в Средневековье, и сейчас на полуострове можно наблюдать лишь жалкие остатки былого великолепия.
Что ж, я рассказал почти всё, что знал и предупредил как мог).
Bonne route!
© А. Головлев.
Копирование и распространение материалов не возбраняется при указании ссылки на источник: la-bretagne.ru