обновлено
Как добраться до Бретани?
Хм... простой вопрос, да непростой ответ! Одновременно и легко, и не очень. Легко потому, что существуют реально тысячи способов, среди которых наверняка найдётся тот, который подойдёт именно вам. Сложно же потому, что не существует простого универсального метода, придётся соображать и анализировать варианты - это вам не Париж, куда ежедневно отправляются десятки прямых авиарейсов из Москвы и Питера.
Только в процессе написания этого текста до меня дошло, насколько сложна и объёмна тема. Чувствую, что одним-двумя постами ограничиться не выйдет и морально готовлюсь к полновесному циклу статей.
Ни в коей мере не претендуя на звание гуру в этой области, я просто коротенечко пробегусь по истории своих поездок в Бретань и дам пояснения в контексте. Надеюсь, мой опыт будет кому-то полезен. Итак...
Июль 2012 года.
Самолётом до Дюссельдорфа, дальше на прокатной машине во Францию с промежуточной остановкой в Париже. Обратно в Дюссельдорф через Мон-Сен-Мишель (две ночевки). Вариант был хорош тем, что на безумной распродаже Lufthansa удалось цапнуть билеты практически даром - 3 500 рублей за прямой перелёт туда/обратно. Увы, эта халява давно закончилась, но и сейчас дешёвые билеты в Дюссельдорф (например у авиакомпании S7, либо на распродажах Аэрофлота) найти можно.
Путь до Парижа оказался очень простым - 500 километров и 5 часов езды в нормальных условиях. Имеет смысл не пожалеть 15 евро и проехать по платной автостраде - адекватная цена за сэкономленные время, силы и нервы. От Парижа до Бретани наоборот, стоит пожадничать и ехать по бесплатному маршруту - через N12. Этот вариант будет на час-полтора дольше, чем по "пеажам", зато сбережёт больше 30 евро (и кстати, он гораздо живописнее).
Обратный путь от Мон-Сен-Мишель оказался долгим и утомительным - такие перегоны могу рекомендовать лишь тем фанатам руля, которые могут вести машину без отдыха по несколько часов и вдобавок не боятся ночной езды.
Октябрь 2012 года.
И опять Дюссельдорф (и опять сумасшедшие скидки Lufthansa). На этот раз до Бретани добирались без промежуточных остановок - около 1000 километров в один присест. Испытание, которое лично мне повторять не хочется: по неопытности я тогда не учёл, что за руль садишься не свежим, а уже потрёпанным авиаперелётом.
На обратном пути остановились на ночь в Берге (Bergues) - том самом городе, где разворачиваются события в фильме "Бобро поржаловать". Вот это решение оказалось правильным: мало того, что Берг исключительно удобно расположен (у самой бельгийской границы, всего в 300 километрах от целевого аэропорта), он и сам по себе достоин всяческого внимания.
Июнь 2013 года.
Снова Дюссельдорф, и снова Lufthansa (но уже без скидок и распродаж). И туда, и обратно останавливались в полюбившемся Берге. В туристическом плане всё было легко и просто, все места знакомые, никаких особых нюансов. Минус же мне как организатору состоит в том, что я пошёл на поводу у рутины и не стал искать более дешёвые и эффективные варианты - в итоге переплатил и за билеты, и за аренду машины.
Октябрь 2013.
Опять Дюссельдорф и опять Lufthansa! В оправдание скажу, что в ту поездку мы везли чету пенсионеров, и время было явно не для экспериментов. Туда - через Берг, обратно - через Париж.
Январь 2014.
В тот раз мы уже летели вдвоём с женой и могли себе позволить толику импровизации. Air France тогда как раз запустила прямые бюджетные рейсы из Москвы в Марсель примерно за 7 500 рублей туда/обратно, и мы использовали "окно возможностей" (которое очень скоро закрылось - эти рейсы свернули из-за нерентабельности). Из Марселя решили лететь в Нант местными авиалиниями. Выбирали между Ryanair и Hop! ("дочка" Air France), на ней и остановились. Это был наш первый опыт рейсов с пересадками, причём даже не едиными билетами, но всё прошло на удивление удачно: с тех пор стыковочные перелёты в Нант - наш излюбленный способ попасть в Бретань.
Июль 2014.
Наше первое автопутешествие через всю Европу на своей машине. От начальной до конечной точки - 3 300 километров и три дня с двумя ночёвками. Обратно столько же. Личный опыт показал, что подобные штуки вполне осуществимы, но ОЧЕНЬ утомительны и для водителя, и для пассажиров. Сразу оговорюсь, что утверждение не относится к тем путешественникам, которые по дороге спокойно и не спеша изучают Европу - это не про нас, мы всегда всеми способами ломимся в Бретань и только в Бретань!
Декабрь 2014
Из Москвы в Нант с пересадкой в Париже. Обратно так же. С точки зрения планирования, логистики и реализации - идеальная поездка. Билеты покупались заранее и достались задёшево, время стыковок подобрали очень комфортное, перелёты прошли строго по плану. В моём личном рейтинге именно этот вариант - эталонный.
Май 2015.
Снова распродажа, на этот раз от Air France - удалось поймать прямые билеты до Парижа за 15 000 туда/обратно. Прилёт был неудобный для наших целей (достаточно поздно вечером), но за такие деньги выбирать не приходилось. Опять ночной перегон с заездом в Мон-Сен-Мишель. По дороге пришлось пару часов перекемарить в машине - сказалась усталость после перелёта, зато рассветный визит к Горе окупил всё.
Обратный путь без происшествий, если не считать непогруженный в самолёт багаж - пока единственный (тьфу-тьфу) случай в моей практике.
Август-сентябрь 2015.
Опять на своей машине, на этот раз из-за маленькой дочери - мы побоялись тащить её в самолёт. Примерно то же самое, что и год назад: та же усталость от дороги, те же выброшенные на путь туда-обратно шесть дней отпуска.
Июль 2016.
Очередной раз на своей машине, самый неудачный из трёх. Авария с перевёртышем, общение с медиками и полицией, авральная аренда прокатного авто и покупка билетов из Парижа в Москву по бешеным деньгам... Опыт был полезный, но невесёлый, поэтому мой личный выстраданный вывод - never again!
Август 2017.
На этот раз нашлись прямые билеты Аэрофлота - в Брюссель и обратно за 12 000 с копейками. От аэропорта как обычно на прокатной машине. Перегон от Бельгии до бретонской границы составил около 700 километров: если проезжать весь путь без промежуточных остановок, получается слегка напряжно, но приемлемо. Обратно тем же путём. В целом хороший вариант, вот только "главная авиакомпания страны" сейчас неприлично взвинтила цены на билеты.
Октябрь 2017.
"Победой" в Баден-Баден и обратно за какие-то гроши, сейчас даже не вспомню точную сумму. Строго говоря, это не путешествие в Бретань, а поездка в Эльзас на уик-энд. Пишу о ней здесь, потому что летал не просто так, а с целью разведки: хотел на своей шкуре понять, так ли страшна на самом деле злополучная "Победа", и стоит ли брать её билеты при поездке с детьми. Вывод: "Победа" очень хороша, если удасться зацепить дешёвые билеты, пользоваться можно и нужно. Теперь при планировании обязательно держу в голове этот вариант.
Декабрь 2017.
Опять в Нант с пересадкой. В первый раз летели разными авиакомпаниями - в Нант через Париж с Air France, в Москву через Амстердам с KLM. Удобных стыковок по приемлемым деньгам в этот раз не нашлось, за 15 000 рублей туда/обратно вытанцовывались 7 часов между рейсами в Париже и 5 - в Амстердаме. В принципе тоже неплохо: по пути туда хватило времени заехать в город, пройтись вдоль Сены, погулять по Люксембургскому саду, заглянуть в Нотр-Дам и открыть для себя арену Лютеции (спасибо "Метроному" Лорана Дойча). На обратном пути с лихвой хватило времени на Амстердам с его каналами, азиатскими кварталами и улицей красных фонарей - специально не искали, сама под ноги подвернулась. Вывод по этой поездке: длинные стыковки не всегда зло, иногда они бывают и во благо.
Август 2018.
Опять путь через Брюссель. На этот раз пришлось остановиться на ночь в Руане, о чём не пожалели ни разу: мало того, что город расположен ещё удобнее Берга -фактически посередине пути, прогулки по нему истинное удовольствие (наверное, так мог бы выглядеть Париж, если бы некоего барона Османна вовремя задушили в колыбели). Обратный путь планировался с ночёвкой в Реймсе и осмотром знаменитого собора, но увы, в этот раз не сложилось - пусть же сложится в следующий!
Январь 2019/август 2019
Обе поездки были в Лорьян (Lorient) с пересадкой в Париже. Вариант нарисовался в октябре 2018 года, когда в аэропорт Лорьяна стали летать регулярные рейсы из парижского CDG (до этого были неудобные из Orly). На данный момент это лучший путь из тех, что мне пока довелось испытать - комфортные пересадки туда-обратно по три часа с копейками; крошечный, но очень быстрый и удобный самолёт Embraer-145 на плече Paris-Lorient; небольшой и тихий аэропорт Допьяна, куда можно приезжать за час до вылета, не боясь опоздать... Словом, одни плюсы.
Хотя один минус всё-таки есть - в аэропорту мало автопрокатных контор, к тому же работают они не целый день, а всего несколько часов. Этот момент обязательно надо учитывать!
Надеюсь, этот небольшой список подтолкнёт кого-то к разработке собственного путешествия в Бретань, а я со своей стороны готов помочь чем смогу - пишите, интересуйтесь, спрашивайте. Я всегда на связи!
© А. Головлев.
Копирование и распространение материалов не возбраняется при указании ссылки на источник: la-bretagne.ru