"Город Истории и Искусства" (Ville d'art et d'histoire)
У Конкарно завидная участь - он ухитряется привлекать в равной мере как граждан своей страны, так и путешественников со всего света. Французы официально отдали городу должное в 2014 году, когда по итогам открытого телевизионного голосования главная местная достопримечательность (Ville close) была избрана самым популярным "монументом" Бретани. Попутно город обошёл таких серьёзных конкурентов, как Fort-la-Latte и Carnac! Что же до иностранцев, то летом из-за них в старом городе и на набережной зачастую не протолкнуться, особенно во время ежегодного фестиваля "Синих сетей" - Filets bleus.
В чём же секрет привлекательности Конкарно? Ведь город не может похвастаться ни уникальной военной архитектурой и великолепными пейзажами форта Ла-Латт, ни древней мистикой Карнака!
По моему субъективному мнению, Конкарно очаровывает прежде всего собственной, мало на что похожей атмосферой. Конкарно не город-воин, как Сен-Мало. В нём нет суровой монументальности и тем более лихой корсарской ауры. Это город-труженик, который за века существования повидал всякое и которому, как водится в нашем непростом мире, волей-неволей приходилось постоять за себя.
Вот это сочетание древних крепостных стен с явственно ощутимой неагрессивностью и врождённым достоинством города, привыкшего жить своим трудом - важный компонент местной атмосферы.Основные вехи истории (куда ж без неё)
Артефакты галло-римской, а тем более неолитической эпохи в черте Ville close пока не нашли. И вряд ли найдут, что неудивительно: дома за городскими укреплениями много раз перестраивались от конька до фундамента, заодно лишая работы будущих археологов. А вот в черте современного города таких находов обнаружили множество - это позволяет предположить, что и при цезарях предок нынешнего Конкарно уже существовал.
Достоверно известно, что в раннее Средневековье на месте теперешнего старого города возник первый укреплённый пункт - так называемый motte féodal. Сооружение представляло собой насыпной холм с деревянным донжоном, окружённое деревянным же частоколом. Естественно, даже следы примитивных стен не сохранились, но холм уцелел до наших дней - его можно увидеть в городском парке Ville close.
Под защитой этой простой фортеции город довольно быстро рос и к Столетней войне превратился в лакомый кусок как для самих бретонцев, так и для французов с англичанами (последние умудрялись удерживать город больше тридцати лет).
К концу XIV века Конкарно обзавёлся первыми каменными стенами - будущей приманкой для туристов. При французах укрепления последовательно совершенствовали, главную лепту в это внёс военный архитектор Вобан - благодаря ему башни потеряли черепичные крыши, зато обзавелись площадками для орудийных батарей.
Пушкам пришлось как следует поработать позже, уже при Наполеоне I - англичане тогда предприняли очередную попытку взять город, но на этот раз потерпели неудачу.
С тех пор вплоть до Второй мировой захватчики оставили Конкарно в покое. Долгий мир и эпоха прогресса способствовали новой эре в истории города - изобретение консервирования привело к взрывному росту рыбодобычи. Заводы по переработке улова возводились десятками, а счёт рыболовецким судам пошёл на сотни. Основу промысла составляли сардины, которых у побережья в ту пору было полным-полно.
Параллельно с индустриальным развитием росла и известность Конкарно за пределами Бретани - подобно Понт-Авену, город стал чрезвычайно популярен у художников. Причины были в основном те же: особый местный колорит (правда, в данном случае морской) в сочетании с дешевизной как моделей для полотен, так и несравнимой с богемным Парижем стоимости еды и крова.
Живописцы сделали городу отличную рекламу, и вскоре в город устремилась публика побогаче, побережье начали застраивать удалившиеся от дел предприниматели и зажиточные столичные рантье. Тогда же появились и первые бальнеологические курорты: нынешние фешенебельные отели на Sables blancs - их прямые наследники.
Золотая эпоха в истории города длилась недолго - к концу XIX века из-за интенсивного и неконтролируемого лова сардины у побережья практически исчезли. Город накрыла волна нищеты, безработицы и сопутствующего алкоголизма.
Кстати, вышеупомянутый фольклорный фестиваль Filets bleus, впервые проведённый в 1905 году (к слову, самое старое мероприятие подобного рода во Франции), был организован с целью хоть как-то бороться с городскими бедами. Вырученные средства пошли на питание для голодающих детей.
Городские дела более-менее поправились с моторизацией рыболовства - оснащённые двигателем суда могли вести промысел круглый год, и радиус их действия увеличился в разы. Вплоть до конца прошлого века лов составлял основу городской экономики (Кокарно ещё в 70-е годы был третим по значению рыболовным портом Франции). И тем не менее всё идёт к тому, что это ремесло вот-вот уйдёт в историю - сейчас город еле удерживается в первой десятке списка и стремительно теряет позиции. В 2010 году на промысел выходило 1 200 моряков, а четыре года спустя всего 830. Не исключено, что следующее десятилетие изменит облик и образ жизни города кардинально - тем больше причин посетить его сейчас!
Культурное наследие Конкарно
Альфа и омега города - это Ville close в целом. Недаром ещё в 1899 году именно весь ансамбль городских укреплений внесли в национальный реестр исторических памятников.
Протяжённость городских стен составляет почти километр, а толщина от двух с половиной до трёх с половиной метров. Если учесть, что построены они из крепчайшего местного гранита, становятся понятны трудности атакующих - за всю историю Конкарно взять Ville close именно штурмом стен так никому и не удалось.
Периметр усиливают восемь с половиной башен, у каждой из которых есть имя. Итак, начиная от крепостных ворот по часовой стрелке:
Tour de Major (Комендантская башня)
Одна из самых старых башен - основа уцелела с XIV века. Раньше служила арсеналом и штаб-квартирой коменданта, управлявшего городом в отсутствие губернатора.
Tour Neuve (Новая башня, она же Пороховая)
На двести лет моложе комендантской. Её строительство логично дополнило комплекс городских укреплений - раньше длинный участок стены от Комендантской башни до Винной был потенциально уязвим в отлив.
Tour de la Porte au vin (Винная башня)
Построена в конце XV века, уже на закате бретонского герцогства. Названа так по расположенным у её подножия Винным воротам - через них в город доставляли товары из Бискайского залива. Узкая набережная сразу за воротами построена относительно недавно (в XIX веке) и служила для погрузки/разгрузки улова.
Tour de Passage (башня Переправы)
Построена построена на век позже, чем Винная. Название говорит само за себя - её функцией был контроль за стратегически важной переправой через впадающую в океан реку Моро (Moros). Интересно, что башня в исходном качестве давно не функционирует, а переправа - таки да!
Tour du Port aux chiens (башня Собачьей гавани)
Ровесница Винной и Новой башен. Название интригующее, но история его мне неизвестна. Если кто знает, отпишитесь в комментах, дополню статью.
Tour du Maure (Мавританская башня)
Примерно та же история, что и с предыдущей башней (и последующей) - название завораживает, а история его происхождения мне неизвестна, увы.
Tour de la Fortune (Башня Судьбы, она же Башня Каменщика)
И снова - название как из романа фэнтези, а откуда оно взялось, неизвестно. Едва ли не самая старая башня Ville close. Пушечные амбразуры (как и у Мавританской) проделали гораздо позже - в эпоху абсолютизма, пороха и регулярных армий.
Tour de Gouverneur (Губернаторская башня)
Последняя по счёту, но не по значению. Вместе с Комендантской башней, защищала главные ворота города. Возведена в конце XV века, усилена по проекту всё того же Вобана двести лет спустя. Тогда же к укреплениям добавили два треугольных бастиона-равелина - последнее значимое укрепление Ville close.
Изящная башенка с часами (beffroi) стала общепризнанным символом Конкарно и красуется на каждой второй открытке, однако к подлинным укреплениям она отношения не имеет. Надстроили её только в 1906 году по прихоти тогдашнего мэра.
Тут только восемь башен! Где ещё половина?
А полбашни - это Le Fer à Cheval (Подкова). Считать ли этот изогнутый участок стены полноценной башней - личный выбор каждого (однако прежде башня на этом месте была, но до наших дней не сохранилась).
Другие значимые объекты Ville close
Maison du Gouverneur (Губернаторский дом)
Изящный фахверковый особняк XVII века (сразу направо от входа в Старый город). Хотя строение примыкает к одноимённой башне и даже сообщается с ней на двух уровнях, губернаторы там отродясь не жили - дом сдавали в аренду.
Puits de Keriolet (колодец из Кериоле)
Хотя эта штука выглядит старой, если не древней, соорудили её только в конце XIX века и установили возле замка Кериоле - чисто для антуража. Князь-эмигрант из рода Юсуповых в середине прошлого столетия преподнёс этот образчик неоготики в дар городским властям, и те пристроили его возле Губернаторского дома. И правильно - не выбрасывать же?
Musée de la pêche (Музей рыбной ловли)
Основан в 1961 году, но само здание гораздо старше - с XVI века дом успел побывать часовней, арсеналом, казармой, приходской школой и много чем ещё.
Тематика музея гораздо шире, чем можно предположить по названию - на самом деле это полноценный историко-краеведческий музей с кучей интересных экспонатов, включая интерактивные. В качестве вишенки на торте - собственный аквариум и доступное для посещения рыболовецкое судно прошлого века (оно пришвартовано прямо у стен). Расположен музей по левую руку от главных ворот - промахнуться невозможно.
Porte des Larrons (Разбойничьи ворота)
Довольно зловещее местечко, примыкающее к Carré des Larrons - Разбойничьей площади. Через этот неширокий лаз преступников вывозили на континент, где их ждала виселица.
Справа от площади находится переправа - микропаромчик за считаные минуты доставит вас на континент.
Церковь св. Гвеноле (Saint-Guénolé)
Давно не церковь и скорее забавный курьёз, чем настоящая достопримечательность. Раньше на этом месте стояла часовня аж романской эпохи, но за века она здорово обветшала, и была окончательно разрушена в 1830 году. Взамен возвели вот это самое строение. Церковью оно прослужило всего сто лет, а затем его переквалифицировали в больницу. Спустя ещё пятьдесят лет и это здание пришло в негодность: его снесли, оставив на память только переднюю стену с колокольней - как у декораций для кино.
Интересные места неподалёку от Ville close
Station marine de Concarneau (исследовательская станция морской биологии)
Расположена на Quai de la Croix, в нескольких сотнях метров от Старого города. Абсолютно самодостаточная достопримечательность, предмет законной гордости местных. Основана эта станция (фактически НИИ) аж в 1859 году, и на сегодняшний день считается самым старым научным учреждением такого рода в мире (действующим). В 1971 году при ней открылся Marinarium - эдакий океанариум с упором не на развлекаловку, а на научно-просветительскую работу. Коллекция живых экспонатов весьма обширная (с упором на местную фауну), для широкой публики открыт доступ к большому аквариуму на 120 000 литров и десяткам аквариумов поменьше. В целом очень и очень достойно, особенно учитывая смешную для Франции цену билетов - 5 EUR для взрослого.
Quai Russe (Русская набережная)
Официальное название - Quai de la Croix. В 1904 году гружёный цементом трёхмачтовый барк из Риги потерпел крушение неподалёку от Конкарно. 2 000 бочек из-за протечки морской воды моментально пришли в негодность, но практичные местные жители нашли-таки им применение: отвердевшие цементные чушки приспособили в качестве дополнительных волноломов и основы для парапетов. В память об этом ЧП набережную и окрестили Русской.
Chapelle de la Croix
Небольшая изящная часовня неподалёку от "Маринариума". В принципе нечего сверхнеобычного, но возраст внушает - ей больше шестисот лет. Внутри несколько статуй из раскрашенного дерева, самая древняя из них - статуя Святого Гвеноле (XVI век). Если есть несколько свободных минут, однозначно стоит заглянуть.
Phare de la Croix
Маяк на вид почти игрушечный (высотой около 13 метров) и выглядит новостроем из-за весёленькой красно-белой раскраски. В данном случае внешность обманчива: его построили ещё в 1848 году, и с тех пор он исправно несёт службу. Внутрь зайти нельзя, но рассмотреть вблизи и сфоткаться на его фоне - можно.
Bac du Passage
Паромная переправа между Ville close и кварталом Lanriec. Местные гордо именуют её "самым коротким морским круизом в мире", и что-то в этом есть - путь составляет всего 200 метров и занимает три минуты. Цена поездки чисто символическая - 1 EUR. До недавнего времени город использовал современный электроход, но после аварии его опять заменил скромный дизелёк (по состоянию на февраль 2019).
La criée
Рыбный аукцион. Со времён Средневековья улов распродавали прямо на набережной. Обычай пока не угас, хотя теперь торги проводятся в закрытом режиме в специальном здоровенном ангаре у пирса. Попасть на мероприятие можно летом, предварительно записавшись в местном офисе туризма. Единственная серьёзная закавыка - проводится оно в шесть утра.
Château de Kériolet (замок Кериоле)
Об истории брака французского капитана артиллерии и богатой русской вдовушки голубых кровей написано немало, и повторяться я не хочу. По самому замку замечу, что он произвёл на меня странное впечатление - с первого взгляда кажется, что он даже старше настоящих готических собратьев. Через пару минут начинаешь ощущать фальшь, вычурную неестественность этого строения и лично убеждаешься: перед тобой муляж, подделка конца XIX века, результат сочетания больших денег и дурного вкуса первоначальных владельцев.
Впрочем, это только моё ИМХО, и я никому его не навязываю.
Пара выстраданных советов напоследок:
Городские музеи хороши не только своими коллекциями, но и как укрытие от непогоды: дожди в Конкарно как правило идут часто, но недолго.
Если повезёт, летом можно неплохо искупаться прямо в городской черте - пляж Sables blancs для этого отлично подходит (но лучше заранее свериться с графиком приливов, в отлив дно там не очень)
Летом стоянка в центре платная, но есть пара способов сэкономить.
- Приткнуть машину на парковке Duquesne - она находится в вышеупомянутом квартале Lanriec прямо возле берега. Дальше на пароме в Ville close.
- На Quai Carnot, 17 есть магазин сети Intermarché: там парковка бесплатная круглый год, а пешком до Старого города - минут десять от силы.
Удачи всем путешествующим!
© А. Головлев.
Копирование и распространение материалов не возбраняется при указании ссылки на источник: la-bretagne.ru