В наши дни термин "школа Понт-Авен" давно известен как профессиональным искусствоведам, так и большинству ценителей живописи. Благодаря не только Гогену, но и целой когорте талантливых художников со всей Европы, крошечный бретонский городок стремительно превратился из глухого захолустья в одно из самых знаменитых мест Бретани. Как, а главное - почему это произошло?

"Велик Понт-Авен, могуч и суров: на четырнадцать мельниц - пятнадцать домов!"

Это мой (достаточно вольный) перевод старой бретонской поговорки: " Pont-Aven, ville de renom, 14 moulins, 15 maisons". Несмотря на уничижительный смысл, она очень точно отражает тогдашний статус местечка - городом Понт-Авену ещё только предстояло стать.

Как водится в Бретани, люди жили здесь Бог весть сколько тысячелетий, чему свидетелями окрестные мегалиты (увы, немногочисленные и малопрезентабельные). Во времена бретонской независимости Понт-Авен не выделялся ничем и удостоился считанных упоминаний в средневековых хрониках. И не мудрено: гордых феодальных замков здесь не строили, кровавые битвы не разыгрывались, да и от основных торговых путей было далековато. Известно, что местные обитатели уже тогда неплохо использовали естественные плюсы своего положения - именно здесь бурная речка Авен усмиряла нрав и неспешно текла к близкому океану.


Речка Авен перед городом...
в городской черте - там, где раньше трудились мельницы...
и практически после него - в порту.
А вот так выглядит отлив в Понт-Авене - всё, кончилась речка!

Дважды в сутки река меняла направление - приливы гнали солёные воды вверх по течению, и на их волнах небольшие парусные суда добирались до городских пристаней. Там же, где речной поток ещё сохранял силу, расположились многочисленные мельницы - тогдашняя основа местной экономики. Так из века в век и жили понтавенцы подобно толкиновским хоббитам - обрабатывая зерно, потихоньку приторговывая сельхозпродукцией с ближайшими соседями и не сильно интересуясь событиями внешнего мира. При королях сонное течение местной жизни было прервано лишь раз, в 1675 году - тогда по всей Бретани прокатилось восстание "Красных колпаков". Революция запомнилась горожанам разве что двухдневной баталией между роялистами-шуанами и революционной армией (сначала шуаны отбили город у революционеров, а потом наоборот), да ещё изменением статуса - Понт-Авен официально признали коммуной.

Кому-то подобное существование покажется едва ли не идиллическим. Между тем реальность была не такой радужной, если верить дорожным запискам мадам де ла Вильмарке (de La Villemarqué): "Обитатели Понт-Авена - беднейшие во Франции! Просыпаясь на рассвете, добрая половина из них не уверена в том, что перекусит куском хлеба до заката." (La moitié des habitants de Pont-Aven se demande, au lever du soleil, si, avant que le soleil ne se couche, elle aura goûté un morceau de pain).

Сбывшееся пророчество

В 1831 году Понт-Авен посетил бретонский писатель и хроникёр Жан-Франсуа Брумиш (Jean-François Brousmiche). В целом городу изрядно досталось от его острого пера, но теперь в основном вспоминают единственную его фразу: "Река Понт-Авена, спускаясь от города до моря, являет множество мест, достойных кисти Художника!" (La rivière de Pont-Aven, en la descendant jusqu'à la mer, présente une multitude de sites qui sont dignes d'être reproduits par le pinceau de l'Artiste!).

Дело было за малым: дождаться встречи Города и Художника.

Поль Гоген. Пейзажи Бретани - Мельница Давида (Paysage de Bretagne. Le moulin David)

Новая эра: "город художников".

Хотя время от времени живописцы в Понт-Авен попадали и даже оставили нам на память несколько гравюр, радикальный перелом в судьбе города произвела далёкая от искусства вещь - железная дорога. С 1863 года между Парижем и Кемпером стали ходить поезда, на регулярной основе связавшие департамент Финистер с внешним миром. Хотя в то время о возведении собственной станции в Понт-Авене и не помышляли, стальные пути изменили-таки судьбу города - причём почти случайно! Летом 1864 года молодой и тогда малоизвестный американский художник Генри Бейкон (Henry Bacon) направлялся из Конкарно в Кемперле, где планировал сесть на поезд. На полдороге дилижанс сделал остановку в Понт-Авене и...

Впоследствии Бейкон напишет с англосаксонским лаконизмом: "Это самая красивая деревня во Франции, какую я когда-либо видел!" Воодушевлённый своим открытием, он едет в Париж и горячо убеждает своих друзей-живописцев отправиться в Понт-Авен. Ему удаётся убедить своего старшего и более известного коллегу Роберта Уайли (Robert Wylie) - тот отправляется в Понт-Авен в 1865 году... и остаётся там до самой смерти двенадцать лет спустя. Бретань становится его настоящей музой, одну за другой он пишет картины, передающие дух и обаяние этой волшебной страны - и даже начинает изучать бретонский язык! К великому сожалению, он умирает в 37 лет, не успев полностью раскрыть свой талант - но проложив дорогу тому течению в живописи, что сейчас известно как "школа Понт-Авен".


Роберт Уайли. Бретонская волшебница (La sorcière bretonne. 1872)

Мирное нашествие

К началу франко-прусской войны "артистическая колония" насчитывала больше пятидесяти членов, и число их росло в геометрической прогрессии.

"Мигрантами первой волны" были в основном американцы, чуть позже подтянулись голландцы, англичане и даже канадцы с поляками. Мультиязычный конгломерат производил столько шума и гама, что в Понт-Авене даже запретили вечернюю продажу алкоголя, пытаясь хоть как-то обуздать богемные нравы гостей.

И всё-таки от иноземных визитёров хлопот было куда меньше, чем пользы. Благодаря им город получил мощный импульс для развития; дома и мельницы стали массово сдавать под ателье, стремительно расцвёл гостиничный бизнес, а местные крестьяне и крестьянки быстро сообразили - работать у художников моделями и легче, и выгодней, чем с утра до вечера пахать на фермах. При этом цены на еду и жильё оставались куда ниже парижских, что привлекало в город тех, у кого хватало таланта, но не денег. Одним из таких никому не известных, но амбициозных художников был и Поль Гоген.

Эпоха Гогена

Часто создание синтетизма (synthétisme) как течения в изобразительном искусстве приписывают одному Гогену. Однако справедливость требует признать, что эту честь он должен разделить с Эмилем Бернаром (Émile Bernard), приехавшим в Понт-Авен почти одновременно с Гогеном в 1886 году. И хотя человеческие отношения между мастерами сложились не сразу, взаимное творческое влияние в тот период было очевидным:

Эмиль Бернар. Бретонки на лугу ( Les Bretonnes dans la prairie.1888)
Вольная копия работы Ван Гога
Поль Гоген. Видение после проповеди (Vision du sermon. 1888)

После визита на Мартинику Гоген возвращается в Понт-Авен и с 1888 года становится неформальным лидером "школы Понт-Авен". Именно здесь ему удаётся чётко и исчерпывающе сформулировать три компонента синтетизма:

  • 1. Внешние формы изображаемого
  • 2. Личное восприятие художником изображаемого
  • 3. Эстетическая чистота линий, цветов и форм.

Как понимать синтетизм и синтетистов (на примере того же "Видения после проповеди").
Собственно предмет картины:
выходящие из церкви бретонки наблюдают сцену борьбы Иакова с ангелом.
Символика картины:
диагональный ствол делит полотно на две неравные части в пропорции золотого сечения, отделяя физический мир от мира видений. Чёрный цвет женских одежд ассоциируется с землёй, а корова в верхнем углу слева - с пасторальным укладом жизни.
М-м-м... а земля на картине почему красная?!
А потому! И не лезьте к художнику в душу - он так видит!

Думаю, теперь вам не составит труда самим разобрать по косточкам тот же "хоровод бретонок")))

Поль Гоген. Танцующие маленькие бретонки. (La ronde des petites bretonnes. 1888)

В 1889, 1890 и 1894 годах Гоген продолжает навещать Понт-Авен в погоне за вдохновением. Но время идёт, и короткая слава синтетизма клонится к закату. Пути членов группы расходятся: Эмиль Бернар мало-помалу возвращается к эстетике классического стиля, а Гогену становится душно и тесно в старой Европе. Он отправляется на Маркизские острова - вернуться оттуда ему было не суждено.

И что дальше?

Хотя "школа Понт-Авен" сошла на нет, город остался всё таким же популярным у живописцев и скульпторов со всего света. "Третью волну миграции" он принял между мировыми войнами, а четвертая идёт прямо сейчас - в чём может убедиться каждый любознательный путешественник. Количество мастерских и художественных ателье перевалило за полсотни (во времена Гогена их было сорок), знаменитые гогеновские "бретонки" смотрят на вас со стен домов и даже с коробок местного печенья, бюст Гогена украшает главную площадь городка... словом, забыть, что вы находитесь в городе художников, вам не дадут!

Ty Awen

А теперь ложка дёгтя:

На фоне поголовно восторженных отзывов о Понт-Авене я себя чувствую слегка неловко со своим занудством, но! Понт-Авен понравится не всем. Если вы цените архитектуру больше живописи, рискуете серьёзно разочароваться: стоит мысленно "раздеть" город - снять цветочное убранство и на время забыть необыкновенную живописность реки, останется обыкновенная деревня-переросток, каковых в Бретани тьма (те же Рошфор, Малетруа, Динан или Фужер легко дадут Понт-Авену сто очков вперёд). Любителям истории тоже поживиться особо нечем - что им делать в городе, чья собственная история фактически началась в XIX веке?

Что же до природы... тут сложнее. Лично меня в Бретани привлекают места, несущие отпечаток дикости и даже необузданности, будь то Мыс Ра, северный берег Киброна, горы Д'Арэ или хотя бы Броселианд (с некоторыми оговорками). В Понт-Авене же природа не сила, не стихия, а скорее покорная натурщица для художников. Впрочем, на вкус и цвет...

И напоследок несколько советов:

Ценителям живописи однозначно стоит заглянуть в музей изобразительных искусств Понт-Авена: 1 500 экспонатов, 14 из которых - работы Гогена. Стоит это удовольствие всего 5 EUR - почти бесплатно по французским меркам (а для посетителей до 18 лет и вовсе бесплатно). Жаль только, что там строго запрещено фотографировать.
Сайт музея: www.museepontaven.fr

Если собираетесь в Понт-Авен больше чем на пару часов, заранее позаботьтесь о провианте - еда в местном общепите дорогая. Спокойно попикниковать можно в Bois d'Amour (Лесе Любви), вплотную примыкающем к городу.

Если будете заезжать в Понт-Авен со стороны N165 (наиболее популярный маршрут), не спешите останавливаться на гостевой парковке справа у въезда в город - топать до центра придётся немало. Лучше проехать до живописного моста над дорогой - вот там, прямо под этим самым мостом есть неплохая парковка. Свободное место я там нахожу почти всегда.

Bonne route!