Кемпер (Quimper): древняя столица на краю земли
В моих глазах этот город лишён недостатков. В нём есть всё, за чем стремятся любознательные путешественники: таинственная и интригующая многовековая история; изящество готических соборов и очарование узких улочек с фахверковыми домами; тишина городских садов и уют набережных, не уступающих, а то и превосходящих парижские; великолепный климат, благодаря которому город удобен для посещения в любое время года; насыщенный график культурных мероприятий на любой вкус; замечательная транспортная доступность, несмотря на то, что Кемпер действительно расположен на "краю земли" (Кемпер - столица департамента Финистер, название которого как раз и происходит от латинского Finis terra - "край земли")...
Но главное - Кемпер потрясающе, обворожительно красив!
Полторы тысячи лет истории... или больше?
Легендарная версия основания Кемпера утверждает, что город возник благодаря полумифическому королю Градлону: якобы монарх воздвиг новую столицу своего государства после гибели прежней - сгинувшего в волнах города Ис (Ys).
История о поглощённом океаном городе Ис - самая известная из морских легенд Франции. Однако популярность ещё не делает её достоверной, ведь первое письменное изложение трагических событий датируется лишь XV веком, тогда как король Градлон (реально существовавший, кстати) жил на тысячу лет раньше. Впрочем, легенда о городе Ис достойна отдельной статьи.
Как бы то ни было, история Кемпера сильно отличается от большинства бретонских городов - прежде всего малоизученностью. Долгие века географическая обособленность Финистера мешала историческим исследованиям, а археологи всерьёз взялись за дело лишь в 70-е годы прошлого века. Хотя за пятьдесят лет получены огромные объёмы данных, они скорее запутывают, чем проясняют прошлое города.
Установлено, что примерно за пять веков до нашей эры на территории современного Кемпера существовало процветающее галльские поселение. Однако ко времени вторжения Цезаря оно было заброшено, столица жившего в этих краях племени Оссисмов находилась в Карэ (Carhaix).
Почему люди ушли из предшественника Кемпера?
Неизвестно.
Ещё более загадочно продолжение истории: при императоре Августе на месте современного квартала Локмариа (Locmaria) был довольно крупный галло-римский город со всеми положенными атрибутами - акрополем, форумом, виллами и термами. Однако к III веку и этот населённый пункт обезлюдел, хотя власть и культура римлян в Арморике были тогда крепки.
Ещё одна загадка...
Затем на полтысячелетия город исчезает из всех источников, зато в летописях XI века он появляется сразу под современным названием - Kemper (это имя города на бретонском). Офранцуженное название Quimper также встречается очень рано, задолго до массового проникновения французской культуры в Бретань.
Средневековый период в истории города тоже остаётся полным загадок и неясностей: так, до сих пор не понятно до конца, как Кемпер управлялся - известно, что восточная часть города находилась под властью церкви (это современный квартал вокруг собора Saint-Corentin), а западной частю управляли бретонские герцоги. Но географический порядок соблюдался не всегда: например, женский бенедиктинский монастырь находился на "светской территории" но принадлежал епископату, а герцоги зато ухитрились воздвигнуть целый замок на церковной земле. Налоги каждая власть определяла и считала по-своему, и в фискальном смысле город походил на лоскутное одеяло.
Неразберихи добавил и рост торгового могущества города. Крепнущее "третье сословие" получило важные привилегии, в том числе собственный суд и налоговую систему.
Возможно, именно это "многовластие" отчасти повинно в политической неудачливости кемперцев - раз за разом на протяжении веков горожане ставили "не на ту лошадку".
Во время Войны за бретонское наследство Кемпер поддержал династию Монфоров, за что был взят приступом и разграблен армией Карла де Блуа (а "кемперская резня" осталась одним из самых кровавых событий не только в истории этой войны, но и Бретани в целом).
В конце XVI столетия, когда Францию раздирали религиозные усобицы, Кемпер поддержал католическую Лигу, за что снова был взят приступом и разорён - на этот раз войсками короля-гугенота Генриха IV.
Примечательно, что всякий раз после подобных несчастий Кемпер исключительно быстро восстанавливал экономику и торговлю. Причина тому - удачное расположение города.
Немного о связи истории с географией
В бретонском языке есть слово aber (прямых аналогов ему ни в русском, ни во французском я не знаю). Означает оно участок в низовьях реки, испытывающий влияние океанских приливов. Вода в абере дважды в сутки меняет направление - во время отлива абер неотличим от обычной (хотя и обмелевшей) речки, а в прилив пресная вода вытесняется океанской. Так как приливы в Бретани очень сильны, аберы тянутся на многие километры, давая возможность океанским судам подниматься по руслу вместе с приливом и швартоваться в глубине континента, а с отливом возвращаться обратно.
Казалось бы, зачем такие сложности? Не проще ли возводить порты сразу на побережье и не думать об ограничениях тоннажа торговых судов? Кое-где в Бретани так и делали, например в Конкарно и Сен-Мало. Но проблема в том, что проще не значит безопаснее: долгие столетия бретонские берега были желанной целью пиратов, и незащищённый город рано или поздно стал бы их добычей. В Конкарно и Сен-Мало сама конфигурация бухт позволяла создавать неприступные укрепления, а в Кемпере (а также Орэ и Понт-Авене), естественной защитой как раз и служили аберы.
О кемперском фаянсе
Сейчас это визитная карточка города и Бретани в целом: настолько неотъемлемая, что кажется - так было всегда.
На самом деле фаянсовое производство в Кемпере относительно молодо, да к тому же корни этого ремесла (или искусства) надо искать не в Бретани, а на Средиземноморье - отец-основатель бретонских гончарных мастерских был родом из Марселя и у себя на родине прославился как мастер по изготовлению глиняных трубок. Жан-Батист Букé (Jean-Baptiste Bousquet) обосновался в Кемпере в 1699 году и настолько проникся местным колоритом, что вместе с сыном девять лет спустя запустил в массовое производство целую серию фаянсовых тарелок, супниц, подносов и даже церковной утвари. Вскоре семейство породнилось с фамилией руанских мастеров росписи по фарфору и многое позаимствовало из их техники: именно этот сплав Юга и Севера обеспечил новому стилю ошеломляющий успех, а Кемперу - доходную коммерческую нишу.
Конкуренты не заставили себя ждать, и в XVIII столетии керамические мануфактуры заняли бóльшую часть квартала Локмариа, где располагаются и поныне.
Кемперская школа настолько популярна не только в Бретани, но и в Европе в целом, что по всей Франции появилась уйма подражателей, расписывающих фаянс "под Кемпер". Отсюда вывод: если вы не специалист, но хотите приобрести именно оригинал, лучше покупать керамику непосредственно в Кемпере, причём от фирмы HB-Henriot - это прямые наследники первых мастеров кемперского фаянса.
Что посмотреть в Кемпере
Кемпер относится к тем городам, куда можно приехать без всякой подготовки и получить громадное удовольствия, бесцельно бродя по улицам и набережным. Однако лучше всё-таки заранее наметить несколько целей для осмотра. Недостатка в них нет, в Национальном реестре исторических памятников значится 58 зданий, а сам Кемпер носит почётное звание Ville d'art et d'histoire ("город Истории и Искусства"). Главная проблема - выбрать из богатства возможностей.
Собор св. Корантена (st. Corentin)
Архитектурная доминанта города. И не только архитектурная - собор был настолько значим в жизни горожан, что вплоть до революции Кемпер полуофициально называли Quimper-Corentin.
Первый камень строительства заложили в 1239 году, а закончили базилику лишь три века спустя, отсюда некоторая мешанина стилей - хор относится к высокой готике, а неф и трансепт к пламенеющей (это типичная черта многих средневековых долгостроев). Что же до шпилей, то их добавили только при Наполеоне III, примерно тогда же, когда и шпиль парижского Нотр-Дам.
Интересно, что в отличие от Виоле Ле Дюка (чей шпиль над собором Парижской Богоматери вызвал в XIX столетии немало нареканий) бретонские зодчие добровольно ограничили полёт архитектурной фантазии и взяли за образец "родной" готический шпиль церкви в Сент-Круа (Sainte-Croix). До этого городка от Кемпера всего километров двадцать и при желании можно самим сравнить копию и оригинал.
В конце прошлого века собор полностью отреставрировали, и теперь он выглядит очень лёгким и светлым - как снаружи, так и изнутри. Впечатление создаётся как белыми стенами, так и чудесными витражами. Часть из них сохранилась со времён Средневековья, а часть добавили в позапрошлом столетии - причём стилистическое единство удалось сохранить.
Особая примета собора: конная статуя короля Градлона между шпилями. Оригинальную скульптуру уничтожила молния, нынешнюю водрузили на место всё при том же Наполеоне III.
До Революции в городе существовал занятный обычай: раз в году доброволец с бутылкой вина, бокалом и салфеткой забирался на статую и наливал вино в бокал. Затем он "поил" короля, вытирал статуе губы полотенцем, а бокал швырял в толпу на площади. Если какому-нибудь счастливчику удавалось поймать бокал, не разбив, его ждала неплохая награда - 100 ливров от городских властей.
Rue Kéréon
Одна из старейших улиц города. Известна с XII века (тогда она называлась Grand rue - "Главная улица"). Нынешним бретонским именем обязана некогда расположенным там мастерским сапожников. Одна из самых живописных улиц Кемпера, к тому же знаменита тем, что только оттуда можно нормально разглядеть две башни собора разом. Идти по улице придётся с задранной головой - главные красоты фахверковых зданий находятся на вторых-третьих этажах.
Rue Elie Fréron
Достойный конкурент rue Kéréon. Хотя там нет такого количества старых зданий, эта улица шире, свободнее и тоже даёт возможность рассмотреть собор, но уже сбоку. Начинается она от Tour d'Auvergne, где в XVII веке располагалась коллегия иезуитов, и спускается к главной городской площади.
По левую руку (если держать курс на собор) находится прекрасный сад Jardin de la Retraite - большинство растений там вечнозелёные, поэтому туда можно смело отправляться в любое время года.
Эту улицу не миновать и тем, кто начинает прогулку в незнакомом городе с офиса туризма - он расположен именно там.
Городские набережные
Хотя главной водной артерией считается река Odet, Кемпер возник в месте слияниия двух рек - Odet и Steir (формально даже четырёх, но две остальные скорее ручьи, и их добавляют в путеводители больше для количества).
Воды Steir'a некогда вращали множество мельничных колес и приводных механизмов для мастерских - кое-что уцелело и доступно для осмотра.
Река Odet шире чем Steir, воды её спокойнее, а набережные лично мне напомнили парижские - правда, по-бретонски обильная флористика и общая чистота мешают считать сходство полным)))
С реки опять-таки открывается вид на собор и сохранившуюся часть городских укреплений, над правым берегом зелёной стеной нависает холм Frugy.
Фрюжи (Mont Frugy)
На французском эта возвышенность гордо именуется горой, но на самом деле это холм высотой всего несколько десятков метров. Альпинистам там делать нечего, а вот туристам стоит подняться на вершину: именно оттуда лучше всего делать панорамные снимки города. К тому же это прекрасное место для прогулок на природе, шесть гектаров на склонах густо поросли лесом (в основном ясеневым), среди деревьев проложены удобные дорожки.
Этим холмом удобно начинать либо наоборот, заканчивать знакомство с Кемпером - у самого подножия расположена парковка Place de la Résistance, откуда рукой подать до основных достопримечательностей.
Квартал Локмариа (Quartier Locmaria)
Если собор св. Корантена по праву считается историческим центром Кемпера, то Локмариа - его сердце.
Именно на месте нынешнего квартала располагалось галло-римское поселение, а минимум с XI столетия Locmaria служила резиденцией бенедектинским монахам (основное здание дошедшей до нас романской церкви относится именно к этой эпохе).
Бретонское название квартала составлено из двух слов: Lok и Maria, "место, посвящённое деве Марии" - здесь находилось аж два больших монастыря, мужской и женский. Помимо каноников, этот квартал издавна облюбовали ремесленники, и хотя портовая активность Locmaria давно в прошлом, именно здесь расположены знаменитые фаянсовые мастерские.
Кроме старой церкви и атмосферных улочек, квартал интересен своим Jardin Médiéval - специальным садом, где растут только характерные для Средневековья растения. Доступ туда круглогодичный и бесплатный, но лучше не откладывать визит на вечер - сад довольно рано закрывают на замок (особенно зимой).
Во втором тысячелетии нашей эры, деловая активность смещается примерно на полкилометра вниз по течению от Локмариа - к центру современного нам города. Исчерпывающих объяснений этому до сих пор нет, но современные исследователи склоняются к тому, что причиной послужило снижение уровня океана - к старому порту стало трудно подниматься даже тогдашним небольшим парусникам. О том, как океан менял не только географию, но даже историческую судьбу целых бретонских областей, можно прочитать здесь и здесь.
Когда лучше посетить Кемпер
Да когда угодно!
Местный климат настолько мягок, что комфортно себя чувствуешь и зимой, и летом. Конечно, сезонность имеет свою специфику: летом народу побольше, зато музеи и магазины открыты допоздна. Зимой город тих и уютен, хотя прогулку могут испортить частые в декабре-январе дожди. В рождественские праздники людей в городе может быть едва ли не больше чем летом, и выбор развлекательных мероприятий не меньше.
Много школьных экскурсий в городе во время каникул, каковых во Франции во-первых больше, чем в России, а во-вторых, они продолжительнее - этот момент тоже стоит учитывать.
Очень хорош город в сентябре-октябре либо в апреле-мае: туристов мало, а погода часто не хуже летней.
Своё очарование есть и у января: рождественско-новогодние толпы рассасываются, а погода как правило улучшается (больше всего дождей выпадает в Бретани в ноябре-декабре).
Как добраться до Кемпера
По французским меркам Кемпер довольно крупный город (около 65 000 тысяч жителей), к тому же столица департамента, поэтому с транспортной доступностью у него всё в порядке.
На автомобиле удобнее всего попасть в город по автостраде N165 из Бреста либо Лорьяна - и там, и там есть аэропорты с прямыми парижскими рейсами. В обоих вариантах дорога из выбранного аэропорта до центра займёт около часа.
У Кемпера есть собственный аэропорт, но по состоянию на конец 2019 года он тихо загибается: последние регулярные рейсы в Orly авиакомпания Air France отменила за нерентабельностью. Если вдруг дела у кемперских "воздушных ворот" наладятся, обязательно дополню статью.
В последние годы появился удобный вариант попасть в Кемпер по железной дороге - путь на скоростном поезде TGV занимает около трёх с половиной часов. Если озаботиться покупкой билетов за два-три месяца до поездки, можно прокатиться туда-обратно одним днём всего за 58 EUR. От железнодорожного вокзала до центра города меньше километра пешком, поэтому вариант вполне рабочий.
Где парковаться
С местами для стоянки в Кемпере особых проблем нет. Жалко только, что большинство из них платные. Есть несколько бесплатных парковок в шаговой доступности от центра, но как правило, они под завязку забиты местными авто. Впрочем, можно попытать счастья на парковке у колледжа Tour d'Auvergne (прямо возле одноимённой башни, её видно издалека).
Если же время дороже денег, лучше оставить машину на уже упоминавшейся Place de la Résistance, между холмом Frugy и набережной Odet - оттуда рукой подать и до собора, и до квартала Locmaria.
Удачи всем путешествующим!© А. Головлев.
Копирование и распространение материалов не возбраняется при указании ссылки на источник: la-bretagne.ru